Константин Ушинский: судьба украинского «учителя учителей»

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+1
СообщениеДобавлено: Mon Jan 30, 2017 22:49:35    Заголовок сообщения: Константин Ушинский: судьба украинского «учителя учителей» Ответить с цитатой

Константин Дмитриевич Ушинский – украинский и русский педагог, один из основателей отечественной педагогической науки и системы народного образования в Российской империи.

Дворянский статус семья Ушинских получила в 1838 году. Этому поспособствовали заслуги царского полковника Дмитрия Григорьевича Ушинского. Самого отца семейства не сильно волновали подобные титулы и регалии. Но именно это и сыграло важнейшую роль в становлении великого педагога, «учителя учителей», Константина Ушинского. Справка «о благородном происхождении» дала ему возможность поступить на юридический факультет в Московский университет.

В 12 лет Константин лишился матери, и спустя два года его отец женился во второй раз на сестре генерала В.В. Гребеля Наталье Васильевне. Благодаря этому дома у Ушинских часто гостили военные. Помимо самих Гребелей, здесь можно было встретить и штабс-капитана Семена Степановича Дорошенко. Именно его дочь Надежда впоследствии стала женой великого педагога.

Константин Дмитриевич учился в гимназии Новгород-Северского уезда. Большинство биографов называют ее лучшей школой во всей империи. Удивительно, но в этом ветхом, невзрачном и бедном здании уровень качества образования был намного выше, чем во многих других учебных учреждениях.

Сам Ушинский, имея возможность ознакомиться с учебным процессом многих отечественных и заграничных школ, был убежден, что даже самое лучшее место не определяет качества образования детей. Более того, назвал педагогику самым сложным, высшим и необходимым искусством, он говорил, что далеко не каждый учитель способен в полной мере отвечать своей должности. Еще одним важным постулатом его учения является убеждение, что хороший учебник и разумный метод способны сделать профессионала даже из самого посредственного учителя.

Поразительно, но эти тезисы не утратили своей актуальности и сегодня. Огромное количество альтернативных учебников по каждому предмету способно ввести в замешательство даже самого опытного педагога.

Мало кто знает, но до 1946 года Ушинского считали революционером, а его заслуги в формировании народной школы попросту игнорировались.



Жизненный путь великого реформатора системы образования никак нельзя назвать легким. С первого места работы, Ярославского правоведческого лицея, он был уволен из-за попыток оживить рутинные методы воспитания. После этого он согласился на мало престижную и низкооплачиваемую службу в одном из департаментов МВС, откуда был уволен по сокращению. А работа в демократически направленном журнале «Современник» не пришлась по душе педагогу, за что он был назван идеологами советской эпохи революционером.

Книга Ушинского «Детский мир», которая выдержала 47 переизданий в Российской империи, была вычеркнута из списка рекомендованных министерством образования изданий за излишнюю материалистичность. А после реабилитации творческого наследия известного педагога, советская цензура тщательно извлекла из текста наименьшие упоминания о роли религиозной духовности в детском воспитании.

Благодаря длительным заграничным командировкам Ушинский мог ознакомиться с лучшими учебными заведениями прогрессивных европейских стран. Он сразу понял, что слепое копирование здесь малоэффективно. Необходимо строить систему образования с учетом нужд родной страны и национальных традиций воспитания.

Константин Дмитриевич настойчиво заявлял, что родной язык должен быть именно тем центральным предметом, который способен объеденить вокруг себя все остальные. Именно язык, по мнению Ушинского, отображает не только природу родной страны, но и историю духовной жизни народа. Исчезнет язык – исчезнет народ. К сожалению, не представляется возможным сказать точно, о каком языке шла речь: русском или украинском. Но стоит отметить, что незадолго до смерти педагог обратился к попечителю Киевской школьной округи с просьбой о разрешении ведения занятий в начальной школе родного села Богданка на украинском языке. Это имело для педагога весьма неприятные последствия.

Даже в своей книге «Родное слово», которая выдержала 146 переизданий, Константин Дмитриевич не смог удержаться и вписал в русский учебник несколько украинских выражений и обрядов, считая их более живыми и поэтичными.

Ушинский твердо верил в то, что обучение ребенка родному языку – это верный и самый эффективный способ развития мышления каждого ребенка.

Выдающийся педагог приложил свою руку к созданию педагогических факультетов в Российской империи, доказывая, что профессиональная подготовка педагогов так же важна, как для врачей и юристов.

К сожалению, даже сейчас, далеко не все уроки мыслителя и педагога успешно усвоены. Это касается экономической деятельности. Ушинский говорил, что правильно обогатившийся человек никогда не разоряет народ и страну, в которой живет. То, что выгодно для индивида – выгодно для народа. Деятельность, которая не совпадает с интересами страны, подобна мимолетному везению, сопровождающего преступника.

Источник: na-skryzhalyah.blogspot.com
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы