Украинские электромобили: 70 лет истории, как один день

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+3
СообщениеДобавлено: Fri May 06, 2016 16:36:43    Заголовок сообщения: Украинские электромобили: 70 лет истории, как один день Ответить с цитатой

Безусловно, сказать, что Украина является самой передовой страной в области автомобилестроения, это преувеличить действительность раз в 100, если не больше. Однако и украинские инженеры могут преподать несколько уроков даже ребятам из Tesla.

Львов

Как известно, первые серийные автомобили начал выпускать именно Львовский автосборочный завод еще в 50-х годах ХХ века. С того самого времени разного рода электротранспорт строили в Запорожье, Львове, Харькове и других городах, но до серийного производства дело доходило лишь в редких случаях.

26 апреля 1949 года Совет Министров СССР вынес постановление, которым обязал Госплан СССР выделить средства для организации завода по производству электромобилей и автобусов. Этим же постановлением автосборочное предприятие переименовывалось во Львовский автобусный завод.

Одним из первых продуктов Львовского автобусного завода стал электрический грузовик, выпущенный в 1951 году в двух модификациях. ЛАЗ-750 (грузоподъемностью 0,5 тонны) и ЛАЗ-751 (грузоподъемностью 1,5 тонны) предназначались для доставки почты: они должны были забирать корреспонденцию из почтовых ящиков и доставлять ее на Главпочтамт.


ЛАЗ-751

Старшая модель с индексом 751 перевозила полторы тонны груза и оснащалась 42 аккумуляторами. Электродвигатели развивали в сумме 8 кВт. Максимальная скорость машины была меньше, чем у 750-й, - 30 км/ч, но запас хода был немного выше - до 60 км.


ЛАЗ-750

Во Львове сделали по десять машин каждой модели. Все 20 электромобилей отправили работать в Москву и Ленинград, где они исправно трудились вплоть до 1958 года.

В январе 2016 года на дороги Львова для тестовых испытаний вышел первый украинский электробус, выпущенный на львовском заводе "Электрон".


Электробус "Электрон"

Электробус оснащен батареей, которая обеспечивает ему запас хода в 220 километров. Разгоняется такой электробус до 70 километров в час. 12-метровый низкопольный электробус способен перевозить одновременно 100 пассажиров.

Харьков

В истории отечественного электромобилестроения Харьков отличился в двух областях: создании троллейвозов и спортивных электромобилей.
В конце 1952 года в одном из депо Харьковского трамвайно-троллейбусного управления был построен так называемый троллейвоз - грузовая машина с электрическими двигателями, получающими электроэнергию от троллей.


Троллейвоз ЯАЗ-210Е ХТТУ

Троллейвозы разработал Институт горного дела Академии наук УССР по заказу Главного управления промышленности нерудных ископаемых. В сентябре 1952 года был построен трехосный троллейвоз ЯАЗ-210Е ХТТУ Опытный. Грузовик получил электродвигатель мощностью 86 кВт, а вместо родной кабины установили переднюю часть троллейбуса. Хотя троллейвоз неплохо показал себя на испытаниях и даже послужил основой для создания в 1956 году еще 6 подобных машин, но в серию не пошел.


МАЗ-525 ХТТУ

Следующим этапом совместной работы украинских конструкторов в области электроттранспорта стал выпуск еще одного троллейвоза.
В 1954 году совместными усилиями “МАЗа”, Института горного дела АН УССР и Харьковского троллейбусного депо был создан уникальный самосвал-троллейвоз, получивший название МАЗ-525 ХТТУ.


Спортивный родстер ХАДИ-2

Изначально автомобиль оснащался мотором и сцеплением от мотоцикла М-72. Позже мотоциклетный мотор заменили на электрический. На Выставке Достижений Народного Хозяйства в Киеве и Москве харьковский электрический родстер завоевал награды за передовые технологии в конструкции автомобиля.

Рекордно-гоночные электрокары

Следующим электромобилем харьковской разработки и первым рекордным стал ХАДИ-11Э, выпущенный в 1972 году. Автомобиль получил компаундный электромотор мощностью 30 кВт, работающий от свинцово и серебряно-цинковых аккумуляторов.


Рекордно-гоночный ХАДИ-11Э

В 1973 году во время заездов на автополигоне “НАМИ” в Дмитрове, электромобиль ХАДИ-11Э стал обладателем сразу трех всесоюзных рекордов. Первый рекорд был установлен за максимальную скорость на дистанции 0,5 км с места - электрокар разогнался до 93,7 км/час. На дистанции 1 км с хода машина разогналась до 145,7 км/час. Оба рекорда превышали мировые достижения. При старте с места ХАДИ-11Э проезжал 1 км со средней скоростью 109,1 км/час.


ХАДИ-13Э

Гоночный автомобиль ХАДИ-13Э был создан специально для проведения рекордных заездов на скорость - по сути это был чистый дрэгстер. Электродвигатель мощностью 30 кВт располагался в задней части стеклопластикового кузова, а в действие приводился десятком серебряно-цинковых батарей.

В 1977 году ракетоподобный электромобиль установил несколько рекордов. Так, на дистанции 1 км со стартом с хода машина развила 161,7 км/ч, а при старте с места - 115,9 км/ч. За 500 метров при старте с места электрокар успевал набрать скорость 96,2 км/ч. При этом до 100 км/ч ХАДИ-13Э разгонялся за 9,5 секунды.

В 1983 году харьковские конструкторы представили еще одну рекордную модель электрического спорткара с индексом ХАДИ-21Э.
Автомобиль оснастили двумя силовой установкой, представляющей собой два танковых стартера-генератора по 30 кВт каждый. Крутящий момент передавался на общий редуктор. Питание обеспечивали 12 серебряно-цинковых аккумуляторов, причем конструкторы предусмотрели возможность отключения четырех из них.

Запорожье

Один из центров украинского автомобилестроения - Запорожский автозавод - на протяжении всей своей истории неоднократно пытался поставить на конвейер электромобиль. Так или иначе, все эти попытки завершились ничем.

В 1973 году в Запорожском машиностроительном институте на базе модели ЗАЗ-968 был создан опытный электромобиль.

“Электрозапорожец” оснастили электродвигателем мощностью 4 кВт, который позволял развивать максимальную скорость в 60 км/час. Но главной изюминкой машины стал импульсный полупроводниковый преобразователь, выгодно отличавший украинский электромобиль от машин со ступенчатым регулятором.


ЗАЗ-968 Электро

Через 20 лет - в 1994 году Запорожский завод представил прототип автомобиля 1109 ЗАЗ Таврия Электро на базе ЗАЗ 1102-60.
В движение автомобиль приводил электродвигатель максимальной мощностью 25 кВт. Посредством механической 3-ступенчатой трансмиссии крутящий момент передавался на переднюю ось машины. Максимальный запас хода на одном заряде батарей составлял 140 км, а для полной зарядки батареи емкостью 160 А*ч требовалось 8 часов. Максимальная скорость машины достигала 90 км/ч.


ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Система рекуперативного торможения позволяла экономить до 15% заряда свинцово-кислотных батарей. Такие батареи выдерживали около 400 циклов зарядок, обеспечивая межсервисный пробег без замены батарей до 40 тысяч километров.

Специалистами того же института был создан гибридный автомобиль на базе "Таврии", совмещающий электромотор с бензиновым ДВС. Автомобиль приводил в движение электродвигатель, энергию для которого вырабатывал одноцилиндровый бензиновый мотор мощностью 11 л.с.


ЗАЗ Таврия 110206 Гибрид

При выключенном ДВС емкости десяти батарей (100 А*ч) хватало на 50 км пробега, а с работающим бензиновым мотором запас хода увеличивался до 750 км.

Очередной попыткой запустить электромобили в серийное производство на Запорожском автозаводе предприняли в 2010 году, когда на “Столичном Автошоу 2010” в Киеве представили ZAZ Lanos Pick-up Electro.

Электрический пикап оснащался электродвигателем производительностью 15 кВт и 8-ю аккумуляторами, обеспечивающими пробег до зарядки около 100 км. Один блок аккумуляторов украинского производства располагался под капотом, другой - в грузовом отсеке.


ZAZ Lanos Pick-up Electro

Пожалуй, это был тот момент, когда "ЗАЗ" был ближе всего к конвейерному производству электромобилей. Но дело "заглохло" на нескольких машинах. Хотя в интернете можно найти сайты, предлагающие электрический пикап Lanos, изготовленный "в Киеве или Москве" на заказ.

Источник: rbc.ua
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
MERCURYI88


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 28.11.2015
Сообщения: 327


СообщениеДобавлено: Fri May 06, 2016 19:41:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цікаво знати
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы