Революционное транспортное новшество для Галичины 1930-х годов

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+3
СообщениеДобавлено: Mon Jul 11, 2016 13:21:14    Заголовок сообщения: Революционное транспортное новшество для Галичины 1930-х годов Ответить с цитатой

Новый вид железнодорожного транспорта появился на рельсах Украины в конце 1930-х годов. Lux-torpeda, которая еще называлась «автомотриса», выглядела как нечто среднее между автобусом и лимузином. Необычный вид вагона на то время считался очень современным. Сегодня этот транспорт был бы классифицирован как рельсовый автобус.

Первой «люкс-торпеду» выпустила австрийская фирма Austro-Daimler-Puch в 1933 году. Польское правительство сразу же приобрело одну такую машину. После успешного испытания ее на местной железной дороге, была куплена лицензия. Буквально через несколько лет, с 1936 года началось массовое производство рельсовых автобусов на польском заводе Fablok, только более усовершенствованных, с несколько изменившимся дизайном.

Pociag Motorowo-Ekspresowy MtE — экспресс поезд с двигателем внутреннего сгорания — такое официальное название получила «люкс-торпеда». Средняя скорость движения рельсового автобуса достигала 100-105 км/ч. Максимальная скорость – 120 км/ч, что тогда значительно превышало скорость паровоза. Так, экспресс на участке Львов-Красное двигался со скоростью 75 км/ч, а автомотриса 90 км/ч. Скорость движения увеличивалась за счет двух двигателей установленных с разных сторон «торпеды», которыми управляли два машиниста. Маневренность этих поездов также была выше, чем у паровозов.


Австрийская «Люкс-торпеда» на Краковском вокзале. Фото ориентировочно 1938 года

Первые рельсовые автобусы обслуживали маршрут Краков-Закопане. Расстояние в 150 км они могли преодолеть за рекордное время – 2 часа 18 минут. Это время так и остается рекордным. Позже, были открыты рейсы «Краков-Варшава», «Варшава-Катовице», «Варшава-Лодзь», «Львов-Закопане». На Галичине в 1939 году поезд курсировал по маршруту «Львов-Стрый-Драгобыч-Борислав», «Львов-Галич-Станислав (Ивано-Франковск)-Коломыя», «Тернополь-Чертков-Залещики».

Для сравнения, расстояние в 195 км от Львова до Коломии автомотриса проезжала за 2 часа 10 минут. Современный поезд «Москва-София» аналогичное расстояние проходит за 3 часа 25 минут, а пассажирский поезд «Львов-Черновцы» за 6 часов 52 минуты.

В 30-х годах XX столетия считалось престижным пользоваться автобусами на рельсах. Хотя такую поездку не все могли себе позволить, так как билет стоил 40 злотых, при средней зарплате 100 злотых. При этом все 48-52 места в вагоне были первого класса.

Вторая мировая война уничтожила почти все «торпеды». Оставшиеся две использовались в военное время, как поезда «Только для немцев». В наше время видеть мотрисы мы можем только на фотографиях, так как в 1954 году две оставшиеся были списаны на металлолом.


Польская «Люкс-торпеда» на карпатском курорте Закопане. 1936-38 гг.


Узловая станция Хабувка в карпатском предгорье. 1936-38 гг.


Во времена оккупации на «Люкс-торпедах» ездили сливки нацистской администрации


Киевский бензотрамвай - тоже по сути автомотриса. Разветвленная сеть трамваев с двигателями внутреннего сгорания существовала на Левом берегу с 1911 по 1934 год, пока ее не электрифицировали

Источник: istpravda.com.ua
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
alleluia


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 12.03.2016
Сообщения: 247


СообщениеДобавлено: Tue Jul 19, 2016 19:16:38    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно и познавательно. Спасибо.
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы