Что Вы не знаете об иконках-привесках XI–XVI вв. с изображением Богоматери

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Полезная информация
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+2
СообщениеДобавлено: Wed Jun 29, 2016 11:14:58    Заголовок сообщения: Что Вы не знаете об иконках-привесках XI–XVI вв. с изображением Богоматери Ответить с цитатой

Среди дошедших до нас произведений иконописи Древней Руси одними из наиболее распространенных являются произведения с изображением Богоматери. Первые иконы с образом Богоматери, по преданию, создал святой апостол и евангелист Лука. На них Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, облачена в хитон и мафорий (покрывало). Фигура Богоматери часто изображается погрудно или по пояс, иногда она представлена стоящей, иногда – сидящей на Престоле. По сторонам изображения обычно помещены греческие монограммы.


Иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери

Отдельные иконографические типы богородичных изображений становятся как бы закрепленными за определенными центрами, чаще всего столичными. В частности, на памятниках домонгольского времени нередко встречаются прямоугольные иконки-привески с изображением Богоматери Умиление типа Корсунской или Петровской.В различное время они были найдены во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в курганных могильниках Подмосковья, на Белом озере, в Житомирской и Львовской областях Украины и в других местах.


Иконки XII - XIII вв. с ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы

Один из древнейших иконографических типов Богоматери – Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся). Она изображается без Младенца, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Существуют и другие названия для этого иконографического типа: Богоматерь Влахернитисса – по изображению на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе; Богоматерь Не рушимая стена – согласно легенде, знаменитый Влахернский храм некогда был разрушен, но одна из его стен с ростовым изображением Богоматери Оранты уцелела. Одно из первых русских изображений Богоматери Оранты Влахернитиссы имеется на мозаиках Софийского собора в Киеве, датирующихся 40-ми го да ми XI в.


Иконки XII - XIII вв. с погрудным изображением Богоматери Оранты

В средневековой пластике известны так же по грудные изображения Богоматери Оранты. Представлено три экземпляра иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе. Все они имеют круглую форму и датируются XII – первой полови ной XIII в.


Иконки от XII–XIII вв. до первой половины XV в. с изображением Богоматери Знамение

Иконографический тип Богоматери Знамение представляет собой погрудный или поясной вариант Богоматери Великой Панагии (разновидность иконы Богоматери Оранты Влахернитиссы), отличающийся наличием на груди Богородицы изображения благословляющего Младенца Христа в круглом медальоне. В XI–ХII вв. данный иконографический тип получил широкое распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве.


Иконки от XII–XIII вв. до первой половины XV в. с изображением Богоматери Одигитрии

Богоматерь Одигитрия (греч. Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руке у Богородицы, другой рукой Богоматерь указывает на Сына, направляя тем самым внимание пред стоящих и молящихся. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (реже – книгу). Богородица, как правило, представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост.


Иконки от XII–XIII вв. с изображением Богоматери Умиление

Вариант иконографии Богоматери с Младенцем, получивший название Елеуса (Милостивая, Умиление), возник в византийском искусстве X–XII вв. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. Голова Матери склонена к Сыну, который обнимает Мать рукой за шею.


Иконки от XII–XIII вв. с изображением Богоматери Агиосоритиссы и Богоматери на Престоле

Иконографический тип Богоматери Агиосоритиссы (Заступницы) происходит от иконы VI–VII вв., находившейся в приделе Халкопратийского храма в Константинополе, где хранился так же пояс Богоматери. Богоматерь изображается в рост, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью, как на изображении Богоматери в деисусной композиции.

Источник: vk.com
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Unesko


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 18.09.2014
Сообщения: 366


СообщениеДобавлено: Fri Jul 15, 2016 09:59:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

56 иконка вообще не ординарная.
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Полезная информация Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы