«Вечное проклятие» гетмана Ивана Мазепы

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+2
СообщениеДобавлено: Tue Mar 14, 2017 10:44:57    Заголовок сообщения: «Вечное проклятие» гетмана Ивана Мазепы Ответить с цитатой

12 ноября 1708 года по приказу царя Петра І, в связи с переходом гетмана на сторону шведского короля Карла XII в ходе Великой Северной войны, на Ивана Мазепу была наложена анафема (акт отлучения от Православной церкви). Уже более трехсот лет над гетманом висит клеймо вероотступника. Несмотря на это, за весь период так и не было ни одного весомо доказательства в пользу этого обвинения.

Ивана Мазепу лишили гетманства, а вместе с тем и объявили ему анафему, сразу после кровавой расправы над Батуриным в ноябре 1708 года. Многие историки считают, что данное событие является спланированным театральным действием. На площади в Глухове созвали всех жителей и управляющих. Перед ними выставили куклу Мазепы, над которой глумились всей толпой.

У украинского гетмана отобрали все грамоты и высшую награду в виде ордена Святого апостола Андрея Первозванного. После этого куклу повесили и на глазах у всего народа разорвали герб вельможного. Боевую саблю Мазепы сломал палач.


Троицкая церковь в Глухове, где была провозглашена анафема гетману Мазепе

Пришло время выбирать нового гетмана. Толпа своими криками поддерживала кандидатуру Ивана Скоропадского. Однако он начала активно отказываться от булавы. Возможно он считал, что Иван Мазепа все еще является действующим гетманом. Но под давлением казацкой старшины, все регалии и символы украинской власти были приняты Скоропадским.

Начиная с ХХ века многие начали сомневаться в каноничности этой проблемы. Некоторые служители храмов и политические деятели считали, что это событие в большей степени носит политический характер. Кроме того, анафема была провозглашена без соборного согласия Православной церкви, а просто по указу Петра I.

Историк Николай Костомаров в своем труде о гетмане утверждал, что это был «обряд прокляття… придуманий, імовірно, самим Петром». «Царі, беручи участь у виданні законоположень про відлучення, — писал протоиерей Константин Никольский, — мали інколи вплив і на самий зміст чину Православ’я, у якому виголошувалось відлучення».

Сегодня вопрос соответствия анафемы церковным канонам является дискуссионным. Украинская историография и пресса рассматривают это как один из этапов борьбы царизма с украинской государственностью. Ряд украинских общественных деятелей и церковных организаций рассматривают эту анафему как политический акт и требуют от РПЦ ее официальной отмены.

По материалам сайтов: na-skryzhalyah.blogspot.com, uk.wikipedia.org
Вернуться к началу
Профиль Профиль на аукционе
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы