Зарождение украинской авиации силами Петра Франко

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+3
СообщениеДобавлено: Thu Apr 13, 2017 23:25:38    Заголовок сообщения: Зарождение украинской авиации силами Петра Франко Ответить с цитатой

Мало кто знает, что к зарождению украинской военной авиации был причастен Петр Франко, сын великого украинского писателя Ивана Франко. В начале Первой мировой войны он добровольцем вступил в Легион сечевых стрельцов. В ранге поручика командовал там сотней. Имея диплом инженера и склонность к технике, получил направление в авиационную школу в Сараево и дальше служил в авиационной части австрийской армии.

6 декабря 1918 года государственный секретарь военных дел ЗУНР Дмитрий Витовский подписал приказ о формировании Летунського отдела Галицкой армии; командиром отдела стал поручик Франко. С 1918-го сотник Петр Франко вел референтуру летунства в Начальной Команде Украинской Галицкой Армии до ее интернирования в 1920 году.

4 января 1919, проводя воздушную разведку на севере от Львова на 2-местном «Альбатросе», Петр Франко был сбит вражеским самолетом. Он и его второй пилот, старший десятник Роман Кавута (Клатва), остались живы, но попали в плен к полякам, были интернированы в лагерь Домбье. Там за золотой перстень Франко выменял у дежурного польский военный мундир и бежал из лагеря.



Стоит отметить, что с самолетами Петр Франко познакомился в Винер Найштадти, а затем в летной школе в Райлевац вблизи Сараево, в 1916 году получил звание технического старшины. Из Райлеваца вернулся в Легион, под Соснов, где чуть не попал в плен.

В его задачу входил осмотр большинства летных площадок. Летчик побывал в Рогатине, Тернополе, Станиславе и Красном. Лучшей оказалась площадка в последнем месте. Из всех уголков Галичины пришлось свозить запчасти: колеса, двигатели, модели. Это все выискивалось по площадкам, вагонам, магазинам и отсылалось на летную площадку в Красный.

Первые самолеты монтировали с большим трудом. Не хватало много запасных частей. Не раз приходилось монтировать другие двигатели, которые принадлежали «орлу» («орел» - это самолет без двигателя).

После войны, в период с 1922 по 1930 годы, Петр Франко работал учителем в гимназии. В конце июня 1941 года ему, как и многим другим известным галичанам, советовали готовиться к эвакуации. Известно, что Петр Франко отправился на Восток. Дальнейшая его судьба неизвестна, но историками даже сегодня продолжают выдвигаться различные версии.

По материалам сайта: na-skryzhalyah.blogspot.com
Вернуться к началу
Профиль Профиль на аукционе
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Персона Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы