Редкость и красота нательных крестов XV-XVI века

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+4
СообщениеДобавлено: Wed May 25, 2016 15:14:00    Заголовок сообщения: Редкость и красота нательных крестов XV-XVI века Ответить с цитатой

Говоря о редких нательных крестах XV-XVI века, нельзя не упомянуть о крестах с изображениями Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых.


Русские нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых

Несмотря на то, что группа крестов с изображением Спас Нерукотворного в среднекрстии была редкостью, они пользовались большой популярностью. Именно это обстоятельство способствовало появлению значительного количества разновидностей этих украшений.


Спас Нерукотворный на иконах XII - XVII вв.

Образ Нерукотворного Спаса со времен конца XIII-начала XIV веков характерен для Москвы и отражает тенденцию строительства первых московских храмов в честь Спасителя. Широкое распространение этого образа на тельных крестах подчеркивало принадлежность носившего крест к молодому государству - Московской Руси.


Редкие нательные килевидные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых

Крест на рисунке 70 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и Жены мироносицы справа и Иоанна Богослова и Лонгина Сотника слева. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью HIКОЛ, образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка в рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Крест на рисунке 71 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими Богородицей и Женой мироносицей справа и Иоанна Богослова и Лонгина сотника слева. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Оглавие в виде граненой бусины с изображением лика серафима в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая.

Двухсторонние кресты на рисунках 72-73 несут на лицевой стороне в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева в квадратных клеймах. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКO, образ Николая Чудотворца. Оглавие в виде граненой бусины с крестиком в ромбе.


Редкие нательные килевидные кресты XV - XVI вв. с изображением Спаса Нерукотворного и избранных святых

Крест на рисунке 74 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева в квадратных клеймах. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины в рельефным крестиком в ромбе . Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест на рисунке 75 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.


Редкие нательные килевидные кресты XV - XVI вв. с изображением Спаса Нерукотворного, Богородицы и избранных святых

Крест на рисунке 76 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В киле видном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью в две строки образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Крест на рисунке 77 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По бокам NИ КА. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИ образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.

Двухсторонний крест на рисунке 78 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки IСХСI/MΘ/IO. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. На обратной стороне вдавленное изображение св. мученика или мученицы в полный рост, это говорит о заказном характере выполненной работы. Образ исполнен в графической манере в отличии от рельефных изображений лицевой стороны, очевидно мастер изобразил на обратной стороне стандартного креста святого покровителя заказчика. Крест на рисунке 78А односторонний, отличается оглавием и мелкими деталями.


Русские нательные килевидные кресты XV - XVI вв. с изображением Спаса Нерукотворного и избранных святых

Крест на рисунке 79 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа и над изображениями предстоящих ленточные плохо читаемые надписи. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых обрамленные по краю креста ленточными надписями. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Оформление креста перекликается с оформлением монашеской одежды “схимы”.

Крест на рисунке 80 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в небольшом круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью NИК0 образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным косым крестиком. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест отлит в серебре.

Крест на рисунке 81 и 81 А, несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью NIКO образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского, граненого ушка. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест на рисунке 81 отлит в серебре.


Русские нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Спаса Нерукотворного и избранных святых

Крест на рисунке 82 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИК образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест под № 83 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись в две строки МРΘI / ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИК образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.

Крест на рисунке 84 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева в квадратных клеймах. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIК, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины в рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Крест на рисунке 85 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам IC ХС. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение с небольшими вырезами.


Русские нательные килевидные кресты XV - XVI вв. с изображением Спаса Нерукотворного, святого Никиты-Бесогона и других святых

Крест на рисунке 86 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. В верхнем расширении древа надпись в квадратном клейме ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение предстоящих, Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью NИКI, образ мученика Никиты побивающего беса. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.

Крест на рисунке 87 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа рисунок в квадратном клейме в виде голубя, образа Святого Духа. По краям горизонтальных лопастей в квадратных клеймах изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью в три строки IСХС/ЦРСΛ/NИКI, образ мученика Никиты побивающего беса. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.

Представленные предметы личного благочестия православных христиан XV-XVI веков являются материальными свидетелями образования, расширения и укрепления русского централизованного государства-Московской Руси. Являясь результатом работы художников, резчиков, литейщиков, эти произведения искусства характеризуют уровень культуры и искусства той эпохи, а так же духовную составляющую народа, основой которой была православная вера.

Источник: kulturologia.ru
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
sadaman


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 12.10.2007
Сообщения: 1779


СообщениеДобавлено: Wed May 25, 2016 22:06:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Та ви що, була Московська Русь? Це щось нове в " русском мире"
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
КАПІТАН ZELENY


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 04.06.2010
Сообщения: 3119


СообщениеДобавлено: Fri May 27, 2016 21:34:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ооооооо!!! Знову "руський мир" прокинувся. Не набридло вже?
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Uchlet


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 01.01.2011
Сообщения: 1306


СообщениеДобавлено: Fri Aug 04, 2017 16:26:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вилучте цю гидоту про моськовську русь.
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
nikolay888


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 18.12.2014
Сообщения: 679


СообщениеДобавлено: Thu Oct 05, 2017 22:15:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, Московская Русь - это сИльно!!!
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы