Битва под Оршей в деталях

 
Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Оценка поста:+5
СообщениеДобавлено: Mon May 16, 2016 12:12:50    Заголовок сообщения: Битва под Оршей в деталях Ответить с цитатой

Галерея Национального музея в Варшаве — это место где сейчас выставлена картина, изображающая битву под Оршей, состоявшуюся 8 сентября 1514 года между войском Великого княжества Московского и союзной армией Королевства Польского и Великого княжества Литовского.

История картины известна еще со второй половины XIX в., когда она оказалась в музее Силезских Древностей в Бреслау. Считается, что многочисленные детали картины написаны так, как будто в этом участвовал очевидец или даже участник сражения.

Именно поэтому фрагменты картины, на которых изображены ключевые моменты битвы пятивековой давности, требуют детального рассмотрения.



Процедура идентификации сюжета картины принадлежит немецким историкам искусства А. Шульцу и Й. Царо, которые «приписали» ее авторство художнику Юргену Бро Младшему, умершему в 1547 году. Этот вывод был в 1935 г. оспорен двумя другими немецкими искусствоведами, Н. Й. Холстом и Ц. Мюллером, которые связывали создание картины с творчеством неизвестного художника круга Лукаса Кранаха Младшего, работавшего в Кракове в 1514–1515 гг. Этой точки зрения придерживаются на данный момент все эксперты.



Художниками была применена сложная структура — одновременно представлено несколько разных по времени событий. Ключевыми моментами битвы были не только главные герои, но и общая композиция их размещения. Общая перспектива представлена движением справа налево, частями сверху вниз. Вся композиция разделена на сюжетные "отрезки".



На правом берегу реки изображён литовский гетман князь Константин Острожский, которого можно узнать по длинной седой бороде и вислым усам. С гетманом беседуют два старших военачальника. Тот, что впереди, одет в костюм, сшитый по польской моде того времени. Позади него виден литовский командующий, с широким лицом, бородатый, в меховом колпаке и красной шубе.



Немного ниже предыдущей сцены приближается отряд гусар, во главе которого командир, брюнет с черными усами и бородой, в гусарской шляпе из черного фетра. Он одет в пурпурном доломане, расшитом золотыми галунами. Вероятно, это портрет Ежи Радзивилла по прозвищу Геркулес, киевского воеводы и знаменитого воина, участника этого сражения.



Несколько ниже изображен отряд 14 копейщиков. Впереди стоял командир отряда, которого идентифицировали как Януша Сверчовского или Войцеха Самполиньского, одного из двух предводителей польских военных частей, которые в этот день вели в бой тяжеловооружённых всадников.



Отряд пехоты, который марширует в направлении моста, во главе которых стоит усатый командир в красной шапке с алебардой. Также стоит обратить внимание на большое разнообразие солдатских шлемов и головных уборов. Среди древкового оружия видны алебарды, копья с крестовиной, протазаны, списы и артиллерийские пики.



Переправа через понтонный мост тяжёлого орудия – картауны. Мост собран из брёвен, уложенных на огромные бочки, которые держат на воде всю конструкцию. За переправой следит командир орудия, одетый по немецкой моде в красный берет, золотистый разрезной вамс на красной подкладке и чёрные чулки, на поясе у него меч. Он командует семью солдатами, тянущими лафет с орудием.



На другом берегу Днепра в верхней части картины видна укрывшаяся в перелеске хоругвь из 14 всадников лёгкой конницы. Их снаряжение похоже на гусарское, но менее единообразно. Воины носят шапки с меховой опушкой, стожковые восточные шапки, мадьярки и шляпы в гусарском стиле. Доломаны перепоясаны поясами из ткани, за них заткнуты булавы. Видны шесть копий со значками и один венгерский щит. Все всадники вооружены саблями венгерского типа, большая часть с лучными саадаками.



Ниже предыдущей сцены изображены две группы, одна из которых представляет 7 гусар, отдыхающих после переправы. Рядом с ними виден военный оркестр, состоящий из барабанщика и трёх трубачей. Барабанщик одет по немецкой моде в золотистый вамс и чёрный берет с помпонами. В руках он держит деревянные палочки, с правой стороны коня барабан с красной завесой.



Группа пехотинцев с аркебузами. Солдат, стоящий впереди группы, имеет накинутый на плечи белый плащ типа пелерины. Первый справа солдат носит шляпу на чепце, красный вамс и зелёный кафтан без рукавов, а через плечо – бандольер с ёмкостями для пороха. На поясе сзади у него небольшая чёрная грушевидная пороховница – натруска, в левой руке он держит ружьё с крюком у ствола, в который пытается вложить шомпол.



Левее лёгкой хоругви и выше группы отдыхающих рыцарей на изображении второй раз появляется князь Константин Острожский. Князь в том же, что и ранее, уборе, правая рука вытянута вперёд, на указующем пальце золотой перстень. При нём находятся два адъютанта в гусарской одежде, один из них держит гербовый значок гетмана.



В центре картины изображён большой отряд копейщиков, выстроенных сомкнутыми рядами, который представляет главные силы польско-литовского войска. Предводитель отряда виден на левом фланге. Это тот самый офицер, который вёл копейщиков на переправу, показанный на картине во второй раз. Он по-прежнему без шлема, в правой руке сжимает поднятый металлический шестопёр.



Польско-литовские пешие части ведут схватку с московской конницей. В первой линии изображены семь тяжеловооружённых рыцарей в полных доспехах и металлических юбках, использовавшихся для пешего турнира, с закрытыми шлемами типа армэ с поднятыми или опущенными забралами.



Выше артиллерии изображена атака лёгкой конницы на правом фланге строя. Отряд состоит из вооружённых «по-татарски» конных лучников и гусар с копьями и саблями, носящих асимметричные венгерские тарчи и круглые турецкие щиты. Над отрядом красная хоругвь, которую держит хорунжий в литовской меховой шапке. Впереди гусар, широко замахнувшийся саблей слева из-за головы.



Ниже позиции артиллерии изображена атака лёгкой конницы на левом фланге строя. В первой шеренге скачут гусары с копьями наперевес, один из них в странной шапке, спереди украшенной орлиным пером. Следующая четвёрка скачет с копьями, опущенными под углом, один с круглым щитом, остальные с венгерскими щитами.



В верхней части картины изображена атака гусарской конницы с польского правого крыла на московский полк левой руки. Атакующий отряд состоит из 26 всадников, их копья уставлены к атаке.


В верхней части картины, с правой стороны, гетман Константин Острожский отдаёт приказ преследовать противника. Гетман здесь появляется уже в третий раз, в том же самом уборе, но с поднятым шестопёром.



Правее предыдущей сцены на дороге вдоль реки изображены два гусара в погоне за московскими всадниками. Гусары с уставленными копьями, первый из бегущих московитов защищается саблей, два других отстреливаются из луков.



Левее центра картины изображено московское войско. В центре выстроен Большой полк, который включает около сотни фигур всадников. Большинство из них — это мужчины в возрасте, о чем говорят их отпущенные бороды и усы.



Перед Большим полком изображён Передовой полк, который занимается ведением встречного боя с противником. На правом крыле отряда и немного сзади командир в белой шапке с меховой опушкой, в красном кафтане, обшитом горностаями. Около него бояре в шлемах и бехтерях. Всадники выстроены в длинные шеренги, войска которых сражаются с противником врукопашную саблями, секирами и булавами.



Левый фланг Передового полка, на который направлена атака литовской конницы. Художник изобразил ожесточённую рукопашную схватку, раненных и сбитых со своих коней воинов. На земле лежат убитые, с левого фланга начинается бегство.



В нижней части картины слева представлен разгром полка Правой руки. Повсюду замешательство, которое смешано с дракой, гибелью и паникой отступающих войск.



В верхней части картины слева показан разгром полка Правой руки. Большинство московской конницы находится еще в наступлении, а частью уже обратившись в бегство.

Детальное изучение позволяет не только наслаждаться уникальными историческими подробностями, но и способствует улучшению целостного восприятия картины.

Источник: warspot.ru


Последний раз редактировалось: nat4b (Mon May 16, 2016 23:09:41), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Дед Хабар


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 20.08.2013
Сообщения: 11530


СообщениеДобавлено: Mon May 16, 2016 21:03:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

а дальше .....
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Soom


Оффлайн
   

Зарегистрирован: 20.04.2014
Сообщения: 749


СообщениеДобавлено: Tue May 17, 2016 08:34:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

nat4b
картина крутая.
Спасибо Вам.
Вернуться к началу
Профиль Профиль VIOLITY
Показать сообщения:   
Новая тема    Ответить       Самое интересное -> Violity -> Исторические факты Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы